Previous Entry Поделиться Next Entry
«Если Вас интересуют тонкости тренингов, то этот материал для Вас!»
wayda
Спонсор интервью с экспертами тренингового рынка ― бесплатная рассылка
«8 Шагов К Профессии Бизнес-Тренер!»

Сергей Карамзин
бизнес-тренер, консультант
www.skaramzin.narod.ru

Сергей, какой тренинг Вы называете эффективным? Как Вы измеряете эффективность тренинга?

Тренинг стоит денег, потому на первый взгляд критерий оценки его эффективности кажется очевидным: вложенные средства должны как можно скорее окупиться и принести прибыль.
Но если речь идет не о фирмах-однодневках, то быстрый результат далеко не всегда является позитивным показателем.
Например, если обучить продавцов или менеджеров приёмам, позволяющим манипулировать клиентом или партнером, доходы могут резко пойти вверх, но через некоторое время люди начнут избегать контактов не только с такими «профи», но и с компанией, в которой они работают.

Особый вопрос - корпоративный тренинг, на который, в отличие от открытого (сборного), возлагается не одна, а, как минимум, три основные задачи:

• обучение конкретным рабочим навыкам
• поднятие настроя и мотиваций
• создание корпоративной культуры, позитивного имиджа компании, повышение лояльности сотрудников.

Если задачи мотивации и лояльности не решены, то полученные знания и навыки либо «лягут на полку», либо могут быть применены «беглецом» в конкурирующей компании.

В качестве фоновой задачи корпоративного тренинга может выступать и оценка перспективности участников, их соответствие занимаемой или предполагаемой должности.

Бессмысленно задаваться вопросом, какая из задач является основной - в каждой конкретной ситуации их приоритет может быть различным. Например, в условиях кризиса, когда сложно говорить о росте доходов, необходимо хотя бы сохранить компанию и её репутацию, не позволить ключевым сотрудникам, потерявшим часть зарплаты и других благ, уйти «торговать пирожками».

Исходя из всего сказанного, эффективность тренинга измеряется степенью решения возложенных на него задач. А для этого задачи должны быть чётко определены, сформулированы и согласованы заранее.



Что на Ваш взгляд отличает настоящего профессионала?


Отличие профессионала от любителя в любой сфере заключается не только в уровне знаний и навыков «владения инструментом». Профессионал работает на клиента, заказчика, четко отрабатывает его запросы, а не занимается приятным времяпрепровождением и самореализацией за его счёт.

К сожалению, многие, даже опытные, бизнес-тренеры убеждены в том, что понимают задачи своего заказчика лучше его самого. В некоторых случаях это действительно так. Но тогда этот вопрос надо обсудить заранее и прийти к обоюдному соглашению, а не самовольно подменять задачи клиента собственными задачами.

Особая проблема – корпоративные тренинги, на которые сотрудников часто сгоняют в принудительном порядке. Не выдерживая напряжения и желая добиться позитивного отношения к себе, тренер, не обладающий достаточным профессионализмом, начинает идти на поводу у группы, превращая тренинг в шоу или игру. В результате заявленная программа остаётся неотработанной, а задачи заказчика – нерешёнными.

В моём понимании работа профессионального бизнес-тренера ближе к работе педагога, преподавателя, нежели к работе психолога или массовика-затейника. Хотя, конечно, психологические и артистические способности здесь тоже не помешают.

Профессиональный бизнес-тренер способен совладать с группой, несмотря на сопротивление отработать заявленную программу и решить возложенные на тренинг задачи. А самореализацию и аплодисменты профессионал получает в нерабочее время.


За что платят Ваши клиенты?

В первую очередь следует четко понимать, кто является клиентом бизнес-тренера. Клиент – тот, кто оплачивает тренинг. И если психологические тренинги люди оплачивают сами, то бизнес-тренинги, как корпоративные, так и открытые, обычно оплачивает организация.

Поскольку заказчик на тренингах часто вообще не присутствует, устраивать шоу, которое понравится публике, требуя за это почасовую оплату – занятие бессмысленное. Заказчик готов платить за результат, за решение поставленных им задач. И если задачи не ограничиваются лишь тем, чтобы встряхнуть и «развеселить» персонал (а в этом случае за те же деньги проще устроить какое-нибудь корпоративное мероприятие) – они, как уже отмечалось, должны быть четко определены и согласованы.

Одна из самых распространенных ошибок даже опытных тренеров – обещание увеличить доходы заказчика посредством тренинга. Ведь проблемы могут заключаться не только в недостаточной квалификации персонала, но и в маркетинговой и рекламной стратегии компании, низкой конкурентоспособности товаров (услуг) и в самой системе организации бизнеса. Эти проблемы решаются на уровне консалтинга, а задачи и уровень ответственности бизнес-тренера ограничиваются работой с персоналом. Именно за эту работу ему и платят.


Что необходимо, чтобы постоянно идти в ногу со временем?

В первую очередь необходимо постоянно изучать и разрабатывать новые методики. И не только потому, что существующие подходы устаревают и перестают соответствовать требованиям рынка. Получая распространение и становясь общеизвестными, они уже не обеспечивают конкурентного преимущества компании, в которой они внедряются.

Меняется и сам рынок, психология партнёра и потребителя, появляются новые товары и услуги, для продвижения которых нужны свои методы. Быть в курсе этих тенденций – необходимое требование к бизнес-тренеру, который хочет идти в ногу со временем.

Но одной теории мало. Поскольку я сам постоянно оказываюсь в роли клиента, покупателя, заказчика, я обращаю внимание на удачные и неудачные моменты в работе продавцов, менеджеров, деловых партнёров и затем использую это в своей работе.

Работая в роли фрилансера или в небольшой тренинговой компании, бизнес-тренер часто сам оказывается в роли менеджера, продвигающего собственные услуги. Это даёт бесценный практический опыт, позволяющий разговаривать с заказчиками на одном языке, поскольку принцип «не можешь сам – научи другого» в бизнесе не работает.


Что Вам нравится в работе бизнес-тренера?

Мне всегда нравилось общаться и работать с людьми, но в работе бизнес-тренера есть свои особенности. По природе я – человек мягкий, склонный к компромиссам и демократии. Это ничуть не мешало, даже помогало, когда я в течение многих лет вёл психологические тренинги и консультации. Но для успешного ведения бизнес-тренингов этого оказалось недостаточно. Ведь, как я уже говорил, задача бизнес-тренера не в том, чтобы понравиться участникам, а в том, чтобы, несмотря на сопротивление группы, отработать поставленные задачи. Потому бизнес-тренеру порой приходится быть строгим, бескомпромиссным, настаивать на своём и принимать непопулярные решения.

Работа бизнес-тренера заставила меня наработать недостающие качества авторитарного лидера и педагогические навыки, которые существенно помогают мне не только в работе, но и в личной жизни, даже в воспитании ребёнка.


Полезные ссылки:
Интервью с  Кабалик Ольгой, бизнес-тренером
Интервью  с  Нечаевой Еленой, коучем
Интервью с Колик Алексеем, бизнес-тренером



  • 1
Как-то "интервью ни о-чем и обо всем". Где шоу? Где сражающие наповал заявления? Маркетинг любит смелых и ярких. )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account